Konstantin, is there a 'Northern Fleet Musuem' in Murmansk?
Yes, there is a "Northern Fleet Aviation Musuem" in Safonovo, not far from Murmansk, but no Spitfires there.
More about the museum at
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%81%D0%B8%D0%BB_%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%84%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0Check links at the end of Wikipedia page or google images for
Музей авиации Северного Флота Сафоново
or
Музей ВВС Северного Флота, пос. Сафоново
I would take that information about the "Mable" with caution - museum did not exist in 1946.... it was opened in 1983...
A total of eleven PR Spitfires were delivered to Russia. At least three of them were shot down in Northern Norway.
11 (or 10?) PR Spitfires is a total that arrived in SSSR. VVS received 7 PR Spitfires. Try to translate this:
После завершения операции англичане отказались от опасной обратной перегонки "Спитфайров" и передали их как подарок ВВС Северного флота. По мнению английских механиков, два самолета еще вполне могли летать, а третий годился только на запчасти. 20 октября 1942 г. все три разведчика официально были приняты советской стороной.
Весной 1943 г. в Ваенгу с Шетландских островов перелетели еще три PR IV. Их привел командир 543-й эскадрильи Робинсон. На этот раз ставилась задача собрать информацию для подготовки операции "Брон" - диверсионного рейда сверхмалых подводных лодок против линкора "Тирпиц", стоявшего в Альтен-фьорде. 11 ноября летный и наземный состав английского подразделения погрузился на эсминец. Самолеты опять оставили в Ваенге.
Последний раз английские "Спитфайры"-фоторазведчики прилетали на Кольский полуостров в марте 1944 г. и работали там до конца мая. Из трех отправленных из Сумбурга самолетов один был потерян еще на пути к Мурманску. Из-за неполадок с двигателем командир 542-й эскадрильи Фарнисс шел очень низко, и его обстреляли сначала немецкие, а затем советские зенитчики. Последние повредили ему хвостовое оперение, и летчику пришлось прыгать. До Мурманска Фарнисс добрался поездом.
Еще один "Спитфайр" списали после вынужденной посадки 19 апреля. 31 мая подразделение 542-й эскадрильи отозвали домой. Последний остававшийся у него самолет передали североморцам.
Таким образом,
в общей сложности ВВС Северного флота приобрели семь PR IV. Впрочем, в документах флота записано 10, т.е. учитывались все "Спитфайры", перегнанные на советскую территорию, включая потерянные еще под британской юрисдикцией. Разведчик, сочтенный годным только на запчасти, похоже, тоже восстановили.
Все PR IV получила 28-я ораэ, влившаяся затем в 118-й орап. На 1 января 1943 г. она насчитывала три "Спитфайра", два СБ и четыре Пе-3. После перехода в руки советских летчиков машины не перекрашивались. Они сохраняли свою специфическую окраску и все обозначения, получив лишь тактические номера на оперении. Красные звезды же вместо английских кокард наносились сразу после прибытия в Ваенгу. С ними летали и английские, и советские пилоты